Акробатический рок-н-ролл - больше чем спорт!

Днем рождения танцевального рок-н-ролла считается 12 апреля 1954 года – день, когда на экраны США вышел фильм с участием Билла Хейли и его знаменитой мелодией «Рок вокруг часов» («Rock around the cloсk»). Под звуки этой песенки на экране зрители увидели танцующий дуэт, это было первое парное исполнение рок-н-ролла, и новый вариант танца, вслед за кино-героями, начала танцевать сначала вся Америка, а за тем и Европа. С 60-х годов стали проводиться самостоятельные конкурсы исполнителей танцевального рок-н-ролла.

Прошло несколько лет и в начале 70-х годов произошло событие в корне изменившее всю дальнейшую историю его развития. Швейцарец Рене Сагарра объединил специфические рок-н-ролльные танцевальные движения в единый законченный рисунок и тем самым «изобрел» современный спортивный рок-н-ролл. Этот новый вариант был взят на вооружение немецкой ассоциацией учителей танцев, и с тех пор рок-н-ролл стал уже не просто дискотечным танцем, а красивым и сложным видом спорта.

В 1974 году 4 страны (Италия, Франция, Германия и Швейцария) основали Европейскую рок-н-ролльную ассоциацию ( ERRA ), к которой практически сразу же присоединились еще несколько стран (Австрия, Голландия, Дания и Швеция).

Через пару лет к ЕRRА присоединилась Канада, и Европейская ассоциация превратилась во Всемирную (WRRA).

Однако существовала еще одна международная рок-н-ролльная организация – Всемирная федерация джазового танца ( FMDJ ).

В1984 году эти организации объединились, образовав современную Всемирную рок-н-ролльную конфедерацию (WRRC) – единственную на сегодня организацию, объединяющую спортсменов акробатического рок-н-ролла всего мира.

В настоящее время в WRRC входят более 30 стран, в числе которых и Россия.

В каждой стране, в которой развивается акробатический рок-н-ролл, есть свои национальные федерации по этому виду спорта, а следовательно, и свои правила соревнований. Зачастую правила различаются по требованиям, предъявляемых к сложности акробатических элементов в программах, либо по продолжительности выступления пар или команд, либо по другим «техническим» моментам.

Но в каждой стране, взрослые пары разделяются на классы (или категории), в зависимости от сложности исполняемых акробатических элементов, а детские – на возрастные группы. При этом в каждой категории участников предъявляются свои требования к исполняемым программам. Основной принцип деления: «От простого к сложному». Ежегодно под эгидой WRRC проходят турниры серии «мастерс» (только для взрослых спортсменов "М" класса), чемпионаты Европы и мира среди спортивных пар, а так же в категории «формейшн» для взрослых и юниоров и соревнования по буги-вуги.

Пары наибольшее количество раз становившиеся чемпионами мира по акробатическому рок-н-роллу в категории «М» класс:

Марция и Диего Киодони (Италия) – 6 раз с 1983 по 1988 годы;
Дорота Бломпа – Микаэль Ангуэра (Франция) –3 раза 1990, 1991, 1992 годы;
Микаэла Вечерова – Роман Колб (Чехия) – 3 раза 1994,1995,1996 годы;
Ольга Сбитнева-Иван Юдин (Россия)- 4 раза 2006,2008,2009,2010 годы.

Акробатический рок-н-ролл в России.

Развитие акробатического рок-н-ролла в России началось из Москвы, где в июне 1986 года открылась секция в ДСО «Локомотив» и был создан первый специализированный рок-н-ролл клуб, а в 1987 году прошел первый официальный турнир.

Этот период неразрывно связан с именем Алексея Борисовича Голева - хореографа и организатора Московского рок-н-ролл клуба.

В течение сезона (с сентября по май) в России проводится более полутора десятков различных соревнований, самые престижные из которых Чемпионат и Кубок России, Открытые

Российская школа акробатического рок-н-ролла - наиболее перспективная в мире не смотря на то, что является одной из самых молодых. Наши спортивные пары не просто наступают на пятки, а уже обошли многих признанных мастеров. Российские пары не раз завоевывали призовые места на чемпионатах и Кубках России, Европы и мира.

Практически во всех последних международных турнирах в тройке призеров присутствуют российские пары.

Акробатический рок-н-ролл в Санкт-Петербурге.

С 1989 года рок-н-ролл начал развиваться и в Ленинграде. Анатолий Ильич Николаев и Владислав Владимирович Тимофеев были первыми тренерами по акробатическому рок-н-роллу в нашем городе. Первые спортивные пары нашего города- Маргарита Буданова и Станислав Яницкий, Ольга Понурина и Кирилл Левков, Анастасия Приказюк и Дмитрий Журавлев дебютировали на соревнованиях уже через год - в апреле 1990-го. В 1991 году была создана Ленинградская федерация акробатического рок-н-ролла (президент Михаил Юрьевич Баранов), объединившая в своих рядах все рок-н-ролл клубы и всех людей, для которых спортивный рок-н-ролл стал не только увлечением.

С первых выступлений питерские дуэты заставили всех признать высокий уровень своей подготовки - первыми чемпионами СССР в 1991 году стали Булина Ирина –Яницкий Алексей. Начиная с 1991 года, наши спортсмены неизменно показывают хорошие результаты на всех официальных соревнованиях в России и достойно представляют страну на международных турнирах в составе сборных команд.

Петербургские пары не раз завоевывали призовые места на Чемпионатах и Кубках России, Европы и мира.

А то, что первые российские чемпионы Европы среди юношей (1995) и чемпионы мира среди юниоров (1997) Валентина и Виталий Воронович - это петербургские спортсмены, говорит о высочайшем уровне подготовки питерских пар.

Boogie Woogie - это североамериканский танец (размер 4/4); возник в 1920-х годах на основе фортепьянного буги-вуги. В Западной Европе распространился после 1945.

В фильме 1941 года “Ball of Fire” оркестр Джина Крупы (Gene Krupa) исполняет свою знаменитую композицию “Drum Boogie”, а незадачливый профессор словесности, отправившийся “изучать слэнг”, спрашивает у мальчишки-официанта, “А что такое “boogie”?”. Тот в ответ только смеётся, потому что как кто-то может этого не знать!

Изначально термином Boogie Woogie называли стиль игры на фортепиано - этот же стиль фигурирует под терминами Barrelhouse и Honky Tonk (и то, и другое можно перевести как “придорожная забегаловка”) - по названиям сорта заведений, в которых начали играть в этом стиле. Boogie Woogie начал формироваться как стиль уже в конце 19 века - в 1870-х годах его создали чернокожие пианисты штата Техас. Вскоре этот стиль получил известность под названием Fast Western . Первой записью в стиле Boogie Woogie можно считать “New Orleans Hop Scop Blues” Джорджа Томаса (George W. Thomas), вышедшую в 1910 году. В 1927 году была выпущена классическая Boogie Woogie запись Альберта Эммонса (Albert Ammons) “Honky Tonk Train Blues”, но “официальное” появление стиля Boogie Woogie датируется 29 декабря 1928 года, когда вышла запись “Pinetop's Boogie Woogie” Клэренса Смита (Clarence “Pinetop” Smith). Слово “boogie" в тогдашнем слэнге имело два значения - им обозначали, во-первых, сексуальный контакт, а во-вторых, просто состояние “полного отрыва, наслаждения и удовольствия”.

Танцы, как всегда, следовали за музыкой. Одно из движений популярного в 1920-х танца “Ballin' the Jack” также называлось Boogie Woogie, а вскоре после угасания этого танца и появления Линди Хопа и его разновидностей, термином Boogie Woogie начали называть любой свинговый танец, исполняемый на быстрых темпах. В 1938 году, в ревю Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway) для “Cotton Club”, “Whitey's Lindy Hoppers " исполнили танец под названием Boogie Woogie, музыкальным сопровождением которого послужила композиция “A Lesson in Jive” - на самом деле это был Линди Хоп, а звучное название Boogie Woogie было прилеплено к нему для создания у публики ощущения новизны. (Кстати, в тот же вечер и в той же программе состоялась знаменитая “Битва степистов” между Братьями Николас (The Nicholas Brothers) и Братьями Берри (The Berry Brothers)).

После того, как американские солдаты и развлекательные команды USO (американская организация, занимавшаяся проведением концертов для американских войск на военных базах) завезли East Coast Swing в Европу во время Второй Мировой Войны, европейцы переработали эту форму в основу того танца, который мы сейчас называем Boogie Woogie. Основной период развития этого танца приходится на конец сороковых - начало пятидесятых годов. С появлением рок-н-ролла в моду вошёл боп, хотя Boogie Woogie ещё продолжали танцевать некоторое время. С появлением твиста Boogie Woogie был окончательно забыт всеми, кроме профессиональных танцоров. Мутациями Boogie Woogie в Европе стали соревновательные формы - джайв и акробатический рок-н-ролл.

В наши дни Boogie Woogie называется европейская версия свинговых танцев, относящаяся к подгруппе таких танцев как LeRoc, Ceroc и Jive, и не имеющая прямого отношения к Линди Хопу, кроме, разве что, основы, позаимствованной из East Coast Swing, являющегося разведённой водой версией Линди Хопа. Существуют две основные версии - “social”, то есть просто танец для удовольствия, и “acrobatic” - требующий почти спортивной подготовки. Если когда-либо Олимпийская программа будет включать в себя танцы, то в неё войдёт именно соревновательно-акробатическая версия Boogie Woogie. Хотя изначально Boogie Woogie был быстрым танцем, на сегодняшний день существует и медленная версия.

С течением времени Boogie Woogie был полностью поглощён акробатическим рок-н-роллом, а сам танец стал невероятно сложным, со множеством обязательных элементов - по сути, он перестал быть танцем и стал видом спорта, некой гимнастикой для двоих под музыку, его стало невозможно танцевать с социальными целями, даже если вы и были хорошим танцором. Поэтому в начале восьмидесятых у ряда европейских танцоров возникло желание добраться до корней, посмотреть, как же этот танец выглядел на самом деле, в те времена. Поиски старых записей, киноплёнок и очевидцев оказались плодотворными, и в результате в 1984 году в Мюнхене был проведён первый чемпионат по Boogie Woogie в той форме, которую мы знаем сейчас, а вслед за Германией увлечённые этим танцем появились в Италии и Швейцарии. В течение последующего десятилетия танец Boogie Woogie оставался уделом профессиональных танцоров, но начавшееся в Соединённых Штатах возрождение свинга побудило европейцев также обратиться к этой культуре и вновь открыть для себя Boogie Woogie как одну из наиболее европеизированных частей этой культуры. Результат - налицо.

Все началось с того, что некий Чарльз Линдберг совершил в одиночку в 1927 году перелет через Атлантический океан из Нью-Йорка в Париж на аэроплане. На следующее утро газеты вышли с заголовками “Lindy Hops the Atlantic” (“Линди перепрыгивает Атлантику”). Джорджа Сноудена, знаменитого танцора из Гарлема спросили через несколько дней: “Что за танец вы исполняете?” На что последовал ответ: “Я танцую Линди Хоп”...

В конце 20-х годов в джаз пришла целая плеяда талантливых молодых музыкантов-негров: Дюк Эллингтон, Джимми Лансфорд, Каут Бейси... К началу 30-х годов они создают новый стиль джазового биг-бэнда - необычайно популярный стиль “Swing”. Наступила эпоха Свинга. К середине 30-х годов свинг звучит по радио, в концертных холлах, на пластинках, в клубах, в кино.

Увлечение свингом в Америке стало всеобщем, но особенно популярным он стал среди молодежи, где появилась целая прослойка его поклонников и поклонниц. Как и рок-н-ролл в 50-е, свинг и джазовые танцы были одной из форм протеста молодежи против традиционных взглядов своих родителей, их деспотизма, непонимания интересов молодых, в том числе и против их неодобрительного отношения к джазу, который они считали символом распущенности и разврата.

В этот период свинговый джаз порождает определенный тип танцевальной пластики, в которой проявляется несомненное эстетическое и ритмическое единство движения и музыкального исполнения. В простейшей форме эта пластика выражается в бессознательном раскачивании и притоптывании в такт музыке. В движениях танцоров органично участвуют не только ноги, но и зуки, бедра, практически все части тела. Линди Хоп, самый популярный танец этой эпохи, уходил своими корнями в Чарльстон и отличался от всех свинговых танцев большим количеством отскакиваний в сочетании с прыжками и акробатикой, требовавшей хорошей физической подготовки от пар.

В 1935 году биг-бэнды Савоя заразили белую молодежь новой музыкой и новым танцем. Чтобы скрыть истоки этого танца они стали использовать слово Jitterbug. При этом исчезли элементы Чарльстона и некоторые очень сложные акробатические приемы.

К началу 40-х годов популярность свинговых биг-бэндов стала падать. С ними стал угасать интерес и к Линди Хопу. Однако в период войны американские солдаты успели привезти с собой в Европу Джиттербаг, где он пережил новую всплеск популярности. К концу 40-х музыкальный и танцевальный бум в Америке сошел на нет. Исчезли большие оркестры, повзрослели юные поклонники Линди и Джиттербага.

В 50-е годы Америка пережила еще большее увлечение по своим масштабам чем Свинг-бум. Билл Хейли и его “Кометы” создали новую музыку - Rock and Roll. Появился и новый танец - рок-н-ролл. Как и Линди он был насыщен акробатическими трюками, требовал хорошей физической формы от партнеров. Получил особую популярность в Европе, где впоследствии был стандартизирован и превратился в вид спорта - современный акробатический рок-н-ролл.

В некоторых странах Европы Линди получил новые формы. Так, в Англии схожий танец получил название Jive. В Германии - Boogie-Woogie. Эта разновидность танца пришла в Европу в 50-х года вместе с рок-н-роллом и базируется на моторной мелодии. В Джайве (часто выступает как синоним Буги) нет подъемов партнерши но зато есть много движений в прыжках и отскакиваниях. В Рок-н-ролле при сохранении прыжков особое внимание уделяется акробатике партнерш.

В 80-х годах началось движение по возрождению джазовых танцев. В наши дни существует более 350 клубов занимающихся популяризацией этих танцев. И пусть согласия в терминах и подходах часто между ними нет, зато их объединяет любовь к этим удивительно интересным танцам.